Главная

форум climb.tomsk.ru

Скалолазание в Красноярске

11.04.2009Кузнецкий Алатау 2005
Летом 2005 года я и мой брат – Марат, решили пойти в настоящий многодневный поход по Кузнецкому АЛАТАУ. До этого на Поднебесные Зубья мы ходили только в недолгие походы. Нетронутая природа и необычайная красота этих мест захватили нас и мы решили организовать поход таким образом, чтобы по возможности, охватить все наиболее красивые места этого района.
Внимательно изучив карту района, мы решили идти по маршруту «Большое кольцо», который начинается в поселке Лужба, затем подъем по р.Малый Казыр до его истоков, перевал «Караташ», «Золотая Долина», перевал «Козьи Ворота», р.Туралыг, перевал «Волчьи Ворота», Р. Бельсу, р. Амзас, и вновь Лужба. Задумано - сделано, оставалось только найти компаньонов к нашему чудному мероприятию. И они не заставили себя долго ждать. Одноклассник Марата – Гога (Егор) и его старший брат Андрюха с радостью согласились на неделю окунуться в походную романтику. Мы с Маратом были очень рады, тем более что Андрюха уже бывал в «Золотой долине», а значит, у нас был проводник на добрую половину маршрута.

Итак, выезд мы назначили на 25 июля. Ночь перед выездом, как и полагается, была посвящена сушке сухарей, упаковке вещей и продуктов в РЮКЗАКИ.
День первый.

Ну вот, и долгожданное утро, мы быстро загружаемся в электрон (электричку), теперь только два часа отделяло нас от начала маршрута. Так как Андрюха был самым опытным походником из нас, то и все два часа пути он живо и в красках посвятил походным байкам. Больше всего запомнился рассказ о том, как Андрюха повстречался с хозяином тайги – медведем. В общем, ехать было нескучно и мы даже и не заметили, как доехали. Вывалившись на перрон, закинув рюкзаки на плечи, мы в ожидании новых впечатлений двинулись в путь.

Погода в тот день была что надо, светило солнце, и лишь небольшие облака нарушали однородную голубизну неба. Первый участок пути проходил вдоль реки Томь по хорошей грунтовой дороге. Через 1.5 километра мы подошли к переправе на противоположный берег Томи. Под рёв моторной лодки и всплески воды мы благополучно добрались до того берега, теперь только вперёд, вперёд, вперёд!!!

Следующие 9 км пути дались нам очень нелегко, хотя там и грунтовка, но набор высоты давал о себе знать, да и рюкзаки тоже. В общем, часам к 12 мы добрались до приюта Алгуй, где перекусили хлебом и рыбными консервами. Дальше уже начиналась тропа к Куприяновской поляне через небольшой перевальчик «Шорский». Идти стало легче. Вначале мы прошли немножко заболоченный участок, затем на спуске к ручью Малый Казыр тропа пролегала по Курумнику (большие каменные реки), с которыми мы встретились по ходу движения не один раз. Тропа была богата на многочисленные кусты черники, которая как раз только начала созревать. Сие нам было очень и очень по вкусу, и мы на передышках предавались поеданию этой чудной ягоды.

Когда мы уже подходили к Куприяновской поляне, я поскользнулся, переходя горный ручеек, и грохнулся в него всем своим телом. Полежав пару секунд в кристально чистой холодной водичке, я выполз на берег, благо погода была солнечной, так что уже через пол часика одежда на мне окончательно высохла. После моих водных процедур наша группа уже не спеша, вышла к р. Малому Казыру, где на огромной поляне (Куприян) мы приготовили первый в этом походе ужин. Рецепт его был достаточно незауряден: бросили пару пакетов китайской лапшы «роллтон» в котел, при этом добавив туда же консервированной сайры, – в итоге получили просто шикарнейшее блюдо, которое станет практически основным источником энергии на протяжении всего пути.

Наевшись и отдохнув, мы решили пройти ещё пару километров, пока не стемнеет. Далее тропа уходила вверх по Казыру вплоть до Караташского перевала. Итак, осилив ещё километра четыре, мы остановились на ночлег, у живописного ручья, который впадает в Казыр. Вечером мы долго сидели у костра, травили байки, попивая чай. Наверно, это одни из счастливейших моментов – тебя не беспокоят никакие домашние хлопоты, мысли только о предстоящем пути, о неописуемой и неповторимой красоте нашей Природы, о бесконечности вселенной и своем месте в ней...

День второй.

Я встал первым и разогрел вчерашний ужин на завтрак, а затем разбудил товарищей. Вставать, конечно, не хотелось: плечи гудели после первого дня пути, который без сомнения, наверное, можно назвать одним из самых трудных во всем походе, - но настоящим походникам это не помеха. Быстро позавтракав, мы отправились дальше.

Денёк был солнечный, как и вчера. Тропа была хорошая, со всех сторон нас окружала красота этих мест: справа журчит красавец Казыр, слева открывается чудесный вид на вершины хребта Тегертыш – «Пик Дураков», «Пик Запсиб», «Большой Зуб»… Так что мы шли, не убирая фотоаппараты, так как постоянно нашему взору представлялись все новые и новые прекрасные пейзажи.

Привал на обед сделали возле приюта «Высокогорный» 27 км. от переправы. Здесь тропа раздваивалась первая шла дальше вверх по Казыру в «Золотую долину», а вторая шла к перевалу «Малого Зуба» по маршруту малого кольца. Ну, нам выбирать не приходилось, наш путь лежал в «Золотую долину» и к вечеру мы уже подошли к перевалу. Лагерь разбили на большой полянке, по соседству с группой новокузнечан, следующих тем же маршрутом, что и мы. Они оказались очень любезными, и предоставили нам своё костровище и приготовление ужина было завершено куда быстрее.

После трапезы, мы решили прогуляться по округе и пошли вверх по Казыру, который превратился уже в небольшой ручеёк, грациозно извивающийся между огромными валунами. Там мы впервые увидели, как растёт золотой корень – растение, славящееся своими целебными свойствами и занесенное в Красную книгу. Решили попробовать чудо-корня и заварили его вместе с чаем, после распития которого наблюдали один эффект – очень захотелось спать.

День третий.

Сегодня нам предстояло взять перевал Караташ, за которым «Золотая долина». Собрались быстро, и выдвинулись вместе с новокузнечанами. Поднимались мы бодро, но делали передышки через каждые 25-30 минут, во время которых пили освежающую и восстанавливающую силы родниковую воду.

Когда забрались на перевал, чувства переполняли каждого из нас. На противоположную сторону перевала открылся неописуемый вид на горное озеро Хунухузух, расположенное в цирке перевала. На самом перевале находится большой снежник, считающийся самым большим ледником, расположенным на высоте 1600 м. над уровнем моря. Наш отряд долго готовился к встрече со снегом, заранее были заготовлены каждому по банке сгущёнки, которые пошли на приготовление супер-блюда «мороженого», сгущёнка со снегом. Получилось очень вкусно, только расчёт на каждого по банке сгущёнки оказался очень завышенным, никто из нас не смог осилить всего. После трапезы новокузнечане предложили сходить на пик «ВЛКСМ» который находится справа от седловины «Караташа». Налегке, мы довольно быстро поднялись. С пика открылся вид ещё на одно озерцо с плавающими на его поверхности глыбами льда, похожими на гигантских рыб. Спускаться решили по снежнику. Увидеть снег летом это настоящее счастье, температура воздуха плюс 20, а под твоими ногами лежит снег.

На перевале мы провели достаточно много времени, нужно было скорей спускаться в «Золотую долину». Спустившись к озеру «Хунухузух», мы посовещались и решили сегодня дойти до ручья Малый Хунухузух. Природа в долине сильно отличается от природы за перевалом, откуда мы пришли. Густая тайга сменилась на редкие и низкорослые кедры и грациозные лиственницы. К месту мы добрались уже поздно, и все изрядно устали. Но нашу усталость сняла необычная находка. Внимание Андрюхи привлекла лиственница с полой сердцевиной, которая росла рядом с нашим станом. Решив исследовать её, он обнаружил кое-какие продукты, но самое главное это около 200 грамм красного вина. Счастью не было предела, этот сюрприз нам сделала группа туристов стоявшая здесь до нас. Разделив вино по-братски и употребив его за ужином, мы усталые, но довольные отправились спать.

День четвёртый.

Ночью где-то рядом была гроза, громыхал гром, сверкала молния, но до нас она не дошла. Встали как всегда где-то в восемь утра, позавтракали. Андрей, наш проводник, сообщил, что дальше этого места он уже не ходил. Мы посовещались и решили, что сегодня должны подойти к перевалу «Козьи ворота» у озера «Харатас». По пути вышли на большую поляну морошки. Мы попробовали эту тундровую ягоду впервые. По форме напоминает малину, но вкус другой и зерна побольше. Перекусив ягодкой, мы пошли дальше. Вышли к озеру «Харлыгколь», которое находится в цирке перевала «НГПИ». Красоту озер, да и окружающей природы тяжело описать, их надо видеть.
Дальше мы подошли к озеру «Круглое», где решили искупаться. Ощущения от купания незабываемые: кругом горы со снежным языками, спускающимися прямо к озеру; необычайно голубая прозрачная вода; и мы, маленькие купающиеся человечки. Освежившись, двинулись дальше. Когда подходили к «Харатусу», слева видели красивый водопад. Память наших фотоаппаратов уже начинала трещать по швам. Тем временем погода начала портиться, дождевые тучи заволокли небо. И только-только мы добрались до места и поставили палатку, как полил проливной дождь. Переждав его, попытались развести костер. Но сырая лиственница горела очень плохо, смогли только вскипятить чай. Поужинав консервами с чаем, отправились спать.

День пятый.

Дождь моросил всю ночь, да и утром погода не изменилась. Идти в дождь не хотелось, но ждать погоды мы не собирались и отправились вверх на перевал «Козьи Ворота». Подъем был недлинным, но подниматься надо было аккуратно, так как земля под ногами была скользкая. Изначально планировали с перевала сбегать на «пик Верхнего Зуба», но погода внесла свои коррективы. Перевал оказался накрытым облаком, и мы отважно шагнули него. Находиться в облаке, было не очень приятно из-за сырости и пронизывающего ветра, но одно то, что мы гуляем в облаках - грело наши души. Кинув прощальный взгляд на «Золотую долину», мы поспешили вниз. Спустились часам к 12, и остановились на очень хорошем становище на ручье Туралыг. С этого места открывался вид на Верхний Зуб во всей его красе, который особенно впечатляюще предстал перед нами на закате. Погода тем времнем улучшалась: на небе не осталось ни одной тучки, и мы, пригревшись и просушившись на солнышке, решили остаться здесь на ночевку. Оставшиеся пол дня предавались безделью. Марат с Гогой, расстроенные от отказа старших братьев продолжать путь сегодня (впоследствии в разумности этого решения не раз убедившиеся), ушли на прогулку по ручью и обнаружили там два небольших водопада. За ужином обсудили план на завтрашний день, в ходе которого решили осилить перевал «Волчьи ворота» и спуститься к реке Бельсу. Поупражнявшись перед сном в познании созвездий ночного неба, все быстро уснули глубоким и здоровым сном, которым можно уснуть только в такой таинственной и завораживающей красоте.

День шестой.

Встали как всегда часов в восемь. Вчера Марат с Гогой разведали тропку, которая, как мы предполагали, вела к перевалу. Полагаясь на небо и духов местности, отправились в путь. Но тропа очень скоро затерялась среди таёжного бурелома, идти по которому никому не доставляло особого удовольствия. Пришлось самим пробиваться к перевалу, используя при этом все свои навыки ориентирования на местности по компасу и карте.
Часов в 12 дошли до озерка под перевалом. С озера начинался подъем уже на сам перевал. Часа в два дня были уже на перевале. Перекусили остатками печенья со сгущёнкой, сфотались, и двинули вниз. Тут и начался самый интересный участок всего нашего путешествия. С перевала вниз шла полоса курумника (каменная река) и мы решили спускаться по ней. Поначалу всё было вроде нормально, скачешь себе с камешка на камешек и вроде как бы спускаешься. Но когда мы проскакали уже километра четыре, при этом чуть не получив серьезных травм - прыгание всем изрядно надоело и все с нетерпением ждали, когда же уже закончится этот курум и начнётся нормальная тропа, которая теперь казалась нам городским бульваром. Одним из участников похода была уже выдвинута идея идти через заросли кустарников, но после опробования такого способа путешествования на деле, было все же решено продолжать идти по камням.

Так мы проскакали ёщё пару километров, и наконец курум подошел к концу и появилась щупленькая тропа. Конечно, мы все очень обрадовались, но рановато. После того, как по этой тропке мы вышли к ручью «Верхняя Тайжесу», она оборвалась. Мы подумали, что тропа продолжается на противоположной стороне, но как мы её ни искали, так и не нашли. После небольшого совещания в ходе отдыха решили идти прямо по ручью, т.к. идти по непролазным кустам и бурелому с упавшими деревьями, нами было опробовано отчасти еще на курумнике. Но выбранный путь оказался куда нелегче: холодная вода, бурное течение ручья - идти было очень тяжело, к тому же ноги уже просто ныли от «прогулки по куруму». Но страна должна была знать своих героев и мы шли вперед не смотря ни на что.

А время уже нас поджимало, день подходил к вечеру и накопленная за день усталость начала уже сказываться. Я предложил остановиться и расчистить место на берегу, а затем поставить лагерь. Но Андрюха, еще теплящийся надеждой отыскать тропу, отправился на разведку. Через пару минут услышали его радостные крики, а еще через несколько минут - его сияющее от счастья лицо. Как оказалось, тропа шла совсем рядом, всего в нескольких десятках метров от реки. Нашему ликованию не было предела. Увиденная тропа казалась просто наивысшим благом, которое мы могли получить в тот момент! По этой чудесно натоптанной тропе мы всего через каких-то минут десять, как рысаки выпущенные на волу и несущиеся во весь опор, вышли к «Бельсу» и приюту «Тайжесу». Здесь мы и разбили лагерь, после чего хорошо поужинав и решив завтра спать до упора, потянулись в свою палатку.

День седьмой.

Встали не спеша. Сегодня запланировали дойти до ручья Поднебесного, получалось около 24 километров. Тропа по Бельсу просто настоящий хайвей: ни подъемов, ни спусков, просто топаешь и топаешь, да и рюкзак заметно стал легче. Идти было одно удовольствие. Дошли мы часам к пяти, встали под небольшим перевальчиком «Маруха», за которым ручей Амзас. Решили сегодня сделать праздник и приготовить тортик. Натолкли сухарей в котелке, залили сгущёнкой, вот и всё готово. Получилось очень вкусно, даже вкуснее чем магазинные торты, правда, к слову сказать, туристический расчет нас снова подвел, и пришлось оставить это блюдо для таежных духов. Наевшись досыта, начали жечь праздничный костер. У нас на становище валялось много пихтового лапника, который мы накидали в костёр. Костёр получился просто пионерским, дым валил на всю округу. Так закончился наш седьмой день путешествия.

День восьмой.

С утра начал идти проливной дождь. Но наша цель на сегодня - дойти до переправы реки Томи, поэтому выходим вперёд. Перевал «Маруха» под дождем, превратился в покатушки. Мы поскальзывались через каждые пять минут, все измазались в грязи, но все же всем было очень весело. На спуске я уже решил просто съезжать на пятой точке.

Часам к 12 спустились к истокам Амзаса. Теперь оставалось пройти только один участок пути, который мы успешно и преодолели. Встали на большой поляне возле переправы. На этом пешая часть маршрута, можно сказать, закончилась. Наш грандиозный план был полностью выполнен, и мы устроили пир из оставшихся продуктов. Электричка завтра только в 3 часа дня, поэтому завтра нас ждало полдня отдыха и безделья.

День девятый.

Грустно, что всё так быстро закончилось. От маршрута все были в восторге, впечатлений просто море. До свиданья Зубья! Мы обязательно сюда вернемся ещё и ещё…

Участники Похода:

11-12 апреля
БОЛДЕРФЕСТ

25-26 апреля
соревнования по боулдерингу для новичков