Главная

Скалолазание в Красноярске

Заметочки после сезона.

Часть 1. Тува, Восточный и два «героических» восходителя

Летний сезон решили мы с Бумом начать аж в мае – поехать на традиционную Красноярскую альпиниаду в Туву( хр. Цыген-Шибету). Летним это мероприятие назвать можно только с большой натяжкой – в Сибири в горах в это время еще зима.

Планы были серьезные – сходить 6А на п. Восточный.

Всякие там подробности про дорогу и заброску, про разминку и аклимуху опустим – это везде примерно одинаково.

Начнем сразу с горовосхождений – пошли мы 5А на Восточный (она там одна). Маршрут очень короткий, но две веревки ключа это полный атас – нижнию часть (метров 250 прошли пешком + 1 веревка льда) прошли за полтора часа, а одну веревку ключа рубились аж 5 часов. Начало ключа это камин глубиной метров 15 и затекший льдом изнутри. В связи с хреновастой подготовкой к ледовым приключениям и некоторой моральной неготовностью к таким сложностям (все-таки первая гора) процесс преодоления камина шел по очереди и медленно – вначале я рыл траншею в вертикальном снегу пытаясь в камин попасть, потом Бум рубился на фифах, местами переходя на ИТО на ледобурах, коих оказалось почему-то всего два. В конце концов (через 4 часа) база была готова, перила тоже и я в процессе жумаринья застрял в этом камине почти под базой, через 5 минут после застревания, я понял что никогда не буду спелеологом, через 15 минут началась паника, через 20 я догадался снять каску и развернуть голову, после чего вслед за «главным» органом  потихоньку развернулось и выжумарило все остальное тело на «пробку», над которой была база. В процессе сих нетривиальных телодвижений начали слетать кошки, весь боевой настрой пропал в предвестии холодной ночевки и свалили мы в низ. Сразу сделали выводы – едешь лезть скалы – лезь скалы, пусть даже зимние – нефиг на суровый микст суватся в «муравьях» и фифах. Сей вывод подтвердился через несколько дней иркутяно-красноярской группой, которая с молотками и хороших кошках за полтора часа пролопатили тот же камин.

Через три дня полезли мы на 5Б. Маршрутов 5Б на Восточном два – один левый, другой правый. Левый это по трудности 6А только почему-то 5Б (примерно можно догадатся о причине - не любят сибирские горы те дяди, которые пишут классификатор). Правый же вполне ходибелен и 5Б хорошая. Начали мы с обработки – выклянчили у соседей веревку еще одну, они особо не сопротивлялись, так как им все равно ее вниз не охота было нести.

На вершине И пошли вешать наши 3 веревки. Почетная честь начать маршрут выпала мне, только вся беда что за год я забыл как это делается. Дело усугублялось тем, что маршрут начинался крайне резко – раз и в дыбы, сразу сложное лазание  по холодным скалам в тапках и перчатках. Местами вообще ИТО. Через веревку вроде вспомнил, как это делается, и быстренько довешал оставшиеся две.

На следующий день первым лез Бум – стена начала немного ложится и скалы стали перемежатся снежными, наклонными полками, в общей сложности мы пролезли еще 7 веревок и вылезли на вершину где-то после обеда. Решили, что мы зря пропарили целый день, и надо было рубить маршрут сразу без провески.

На следующее утро настало время подвига – до отъезда осталось 3 дня, а мы еще не ходили 6А. И пришлось нам идти на нее сразу после 5Б без дня отдыха. Вообще она классически ходится за 4 дня – день провески снизу, потом день выход на полку, потом день обработки бастиона и , на следующий день, выход на вершину. Мы решили сократить первую часть и рвануть за день до полки.

Утром 4го мая вышли на восхождение с тяжелыми рюкзаками, где была куча снаряги, 3 веревки, бивачное снаряжение и запас еды на три дня и все это на двух маленьких восходителей. Невзначай, видимо для разминки, я укатился по фирновому склону с камушками метров на 50, побил себе задницу, но в виду отсутствия серьезных травм продолжил героическое восхождение.

Первым полез Бум, начало было не шибко сложным – этакие снежные плиты, затекшие льдом и засыпанные снегом. Местами, правда, было страшновато из-за того, что негде было страховаться. После 3 веревок полок начался камин, в котором тоже было много снегу и льда. Камин узкий и пока Андрюха шел его, меня засыпало снегом и ледышками, про себя я молился, чтобы он не выковырял из стены чего-нибудь существенное, но ничего не выковырялось – граниты все-таки. Через полтора часа пришло время делать базу, а  делать было не на чем – рельефа нет, все затекло, есть только спит забитый, это было бы здорово, если бы с собой были уши и болты, а их не было. Так что пришлось надвязывать веревку. Надвязывание веревки, с предварительным ее доставанием со дна рюкзака, на висячей базе это смесь акробатики с Камасутрой, но преодолев все трудности и ничего не уронив веревку удалось надвязать. После этой веревки осталось до полки метров 20. Андрюха быстро их пролез, и сделал наклонные перила, на которых меня вынесло под карнизы, но  мы опять спаслись – я кое-как спустился к базе, а он спрямил перила.
Бум на фоне бастиона

Темнело. Дело было к ночи. Бум поехал за рюкзаком, оставшимся на предпоследней базе, а я пошел искать площадку на полке – полка была снежная и наклонная градусов до 45.Одному ходить страшно, но надо. Метров через 100 нашлось место под палатку. Только надо было срубить фирн сантиметров на 20 и взявши в одну руку  фифу в другую скальный молоток я взялся за дело. Думаю, что со стороны это выглядело просто фантастически – посреди стены, в окружении вертикальных неприветливых скал, ночью, в мрачном свете яркой луны, маленький усталый человечек машет железяками в попытке устроить свой скромный быт и, отвоевывая у фирнового склона сантиметр за сантиметром ровной площади, дабы он и его лепший друг  смогли отдохнуть на своем трудном пути. (Камера отъезжает, стена становится видна еще больше). Становится виден лепший друг, который такой-же маленький и усталый жумарит по тоненьким веревкам на гигантской стене и он надеется, что по приходу уже будет стоять палатка и закипать чаек. В общем, Фродо с Семом просто отдыхают.

Бум пришел в палатку где-то к полуночи. Первые слова которые он сказал «Ты знаешь еще дол….ов, которые идут первую 6ку в вдвоем, да еще и зимой?». Покопавшись в памяти, я таких не вспомнил. О чем  и сообщил своему боевому товарищу. В ответ он мне сказал «ВОТ!!!».

На следующий день настала моя очередь лезть. А лезть надо было на «бастион» - ключ маршрута, где из 5 веревок свободным лазанием лезется только одна. С организмом творилось что-то неладное – лезть ему категорически не хотелось. Руки тряслись, окружающий пейзаж из фильма «Покорители скал 5» не вдохновлял, к людями, которые шли соседнюю 4-ку появилась черная зависть. Все это безобразие прекратилось, когда я всеми конечностями взялся за скалу. Это как в сказке про какого-то богатыря – сила терялась когда он от земли отрывался, так и у меня – сила приходит через руки взявшиеся за скалу. Метров через 10 попался нетривиальное место, о котором нам рассказывали краеведы - трещина расширяется и туда влезают только «домкратики», которых у нас не было, попробовал вместо «домкратика»  расклинит ледобур - ничего не вышло. После интеллектуального штурма, вышел на якорном крюке и на фифе которая болталась как сопля в проруби. СТРАШНО. Дальше было все просто – закладки идут одна за одной в калиброванную щель, крючья используются редко и оставляются для страховки, иногда идут фифы или якорные крючья и таким образом почти 3 веревки за целый день. В палатке начали отходит ручки и ножки –сказалось гуляние по снегу в скальниках.

Изобрел для себя тактику ИТО – трехточечную, это когда одна точка чуть ниже ног, на второй стоишь, третью ложишь, после того как положил третью, можно спустится по лесенке за первой и ее вытащить. Так получается надежно – все время две точки для страховки. При этом не страшно отходить от постоянной точки страховки метров на 5-6.

На бастионе Ночью начал дуть ветер, который ничего хорошего не мог принести. С утра настала Бумова очередь рубится первым. Все было хорошо, только портилась погода. Вскорости она совсем испортилась, настолько испортилась, что снег пошел снизу вверх вдоль стены. Беда в том что на висячей базе деться совсем некуда и пришлось просто терпеть и смотреть на столб снега пролетающий между ног, в направлении противоположным силе тяжести. Традиционная штормовая одежда не предусмотрена к ситуациям,  когда шторм напирает снизу. В конце концов, все стало мокрым и холодным особенно задница, которая первой встречала натиск стихии.

После 2 веревок ИТО Бум крикнул,что дальше четверочные скалы. Я жутко обрадовался этой информации, настолько, что полез первым. Через 2 часа мы вылезли на «крышу». МЫ СПАСЛИСЬ. Время было 20.00. После непродолжительных празднеств по поводу совершенного восхождения мы ломанули вниз. Через два часа уже стояла палатка на стоянках, в палатке закипал чай и два счастливых, гордых и уставших восходителя клевали носами в опасной близости от горелки.

Потом был спуск, автобусы, поезд и в конце концов Томск.

На верху мы некоторое время жили в одной палатке с Балезиным Валерием Викторовичем. С ним мы много общались о советском альпинизме, о нынешнем состоянии в альпинизме, о том как они тренировались, как ходили, как сейчас ходят команды, которые он тренирует. Узнали много нового и интересного. Полезно общаться с живой легендой нашего альпинизма и скалолазания. Тем более что Валерий Викторович любит рассказывать и охотно делится своими мыслями.

Из этой поездки я оформил в голове мысль, что бывают разные восхождения – есть восхождения в процессе которых получаешь удовольствие и есть восхождения удовольствие от которых получаешь только после окончания восхождения. Вот такая глубина в нашей глубине.

Еще поездка запомнилась фактическим отсутствием водки и женщин. Водку бутылку мы носили с собой, но выпить удосужились только перед автобусом. Женщин мы видели – они мимо проходили на какие-то горы. Совершенно нетрадиционная поездка.

Часть 2. Теплые южные горы.

Летом наши с Андрюхой пути разошлись – он поехал на Ергаки на Чемп. России, а я решил поехать на сборы в Дугобу с нашей федерацией инструктором.

До сборов мы успели наездиться на скалы и даже получилось съездить на Столбы. Бум в это время на чемпионате упал при прохождении  трассы «Школы», слегка травмировался, и дальше их двойка не участвовала.

Время шло и наступило время ехать.

Поехало нас много – человек 70 со всей страны от Питера до Владивостока.

Процесс поездки запомнился смутно – какая-то толпа народу, две трети которого я не знаю, фактически перманентное состояние эйфории, и веселый «педсоставовский» микроавтобус. Промежуточные воспоминания о кафе «Гурман» в Бишкеке и очень долгой поездке (всего мы добирались около 2 суток до лагеря «Дугоба» из Бишкека). Нас часто останавливали на разных границах. Но благодаря пробивному таланту нашей начальницы Галины Новоселовой все проблемы рано или поздно решались. Только вШахимардане (что в переводе означает «Город вечного праздника») нам местные ГАИ-шники сказали в ультимативной форме, что груз надо поднимать на уазиках.  Эпопея с заездом кончилась в 3 часа ночи.

В процессе езды на уазике-таблетке мне выпала честь держать пониженную передачу – она вылетала периодически. Я сильно удивился тому факту, что не наделал в штаны пока ехали по горной дороге – такие сильные были впечатления. Местный рулила был слегка пьян и куда-то торопился(видимо на малых оборотах машина глохла). Дорога достаточно  сложная, еще и ночь вокруг, а этот пьяный драйвер несется по ней как на ралли Париж-Даккар  и еще и рычаг пониженной передачи в руке дергается – выключится пытается. Держал я его изо всех сил – понимал, что если он выскочит, то вероятность выжить будет стремительно стремится к нулю. Эти впечатления были самыми экстремальными за все сборы.

Далее началось как обычно – два дня заброски. Всякие там занятия и разминочные восхождения. Рядом с нами стояли кемеровчане и ташкентцы, а где-то в горах скрывались абаканцы с красноярцами.
Сборы отличались своей половой непропорциональностью в пользу теток – например, я впервые видел что бы из 27 второразрядников 18 было теток, и это отделения которые собирались ходить 4ки -5 ки!
Отделение мне попалось суровое– четверо из моего клуба, двое барнаульцев и еще паровозик из жителей западной части нашей Родины. Паровозик периодически менялся в размерах. Тетки преобладали – вместе со мной было 3 мужика, а теток было7-8-9 в зависимости от ситуации.
Ходили мы достаточно много и достаточно быстро. Маршруты все были учебные и не очень сложные – на четырех тройках повесили всего 3 веревки на подъеме.
Бывали конечно и сложности – на спуске с в. АГУ по 3Б шли по ледово-снежному кулуару крутизной под 45 градусов. Вверх шли не связываясь, так как фирн был плотный, а вниз по раскисшему фирну пришлось перила вешать. Все начало таять и вокруг началась мини-война – камни летели, по руслу ручья периодически проносился сель из камней снега и воды, в дополнение к этому еще и лавинки сходили.Но мы спаслись.
Запомнилось восхождение на вершину с замечательным названием Хамза Хакимзаде Ниязи – это имя местного писателя и просветителя. По дороге на эту вершину за нами увязался «ссыльный» ослик – «ссыльный» потому что его местные перевели через каньон и оставили на том борту ущелья, откуда нет выхода вниз. И он там пасся. Ему было скучно и он пошел за нами. Шел долго и терпеливо за Андрюхой, но видимо, когда он понял что идут куда-то не туда и ничего не хотят давать вкусненького он укусил Андрюху за задницу. Через неделю эта скотина (осел, а не Андрюха) пытался укусить еще и меня (не полюбил он наше отделение – вначале покусился на участника, а потом аж на инструктора)
Первые десять дней сборов народ носился по горам как угорелые – ходили все вплоть до 5Б на п.Узбекистан.
Где-то ближе к середине сборов меня подбили на 5А на п.Калькуш барнаульские девчонки  Ира и Наталья.  Как раз у моего отделения были дни отдыха и я был свободен. Мы договорились с тетками, что идем 20-го августа. Перед этим они пошли 4Б на Мехнат и там заночевали. 19-го августа уже было дело к вечеру, а их все не было, и я опрометчиво  подумал, что они на следующий день на первую свою пятерку не пойдут, и расслабился. Вернее расслаблятся совсем я не хотел. Просто я шел стирать и зашел к штабному тенту что-бы взять стиральный порошок. Под тентом сидел старший педсостав – Гала и Валера Плотников – старший тренер сборов, они дегустировали очередной спортивный напиток. И ,естественно, предложили продегустировать его и мне,как представителю младшего педсостава, я подумал «А почему бы нет», так как думал что не иду на следующий день на 5ку, и продегустировал – раз, потом другой раз, потом забыл что шел стирать, а потом начался классический педсовет…
В процессе педсовета, воспользовавшись моей моральной неустойчивостью, Лена Ширина пыталась сманить меня на 5Б на Узбекистан – это турпоход на 4-5 дней через перевал, мы уже даже выпустится успели, но тут пришли Ирка с Наташкой и сказали, что готовы идти на 5А. Пришлось бросать расслаблятся и совещатся. Правда, я был уже совершенно нетрезв и у теток закралось подозрение в моих возможностях, но у меня на тот момент сомнений не было. Я собрал рюкзак со снарягой и лег спать. Проснулся в 5 утра от невыносимой жажды и побрел к ручью. По дороге заметил, что у Ирки с Наташкой в палатке  горит свет и понял что ПОПАЛ – придется идти на Калькуш. В 6 утра возле палатки появилась Ирка и переминаясь с ноги на ногу тонко намекнула что надо идти на гору. Она боялась услышать отказ в виде ненормативной  лексики, но услышала, что я встаю и пошла собиратся.
Самое страшное для меня был подход – чуть не помер – Ирка, Наташка и Сергей бежали впереди, а я плелся позади, размышляя о странностях бытия и о том, что надо решится и бросить пить. Совсем.
Через полтора часа мука закончилась, и я доплелся к началу маршрута. Маршрут очень своеобразный и каждая команда ходила его по-своему – мы выбрали левый вариант, кто-то ходил правый, кто-то где-то посередине. Своеобразность маршрута заключалась в том, что на нем надо найти сложности, а между сложностями ходишь по несложным скалам. Сложность мы нашли в виде вертикального внутреннего угла  - после пролазания этого угла  я протрезвел окончательно, видимо от переизбытка адреналина. Дальше пошли места попроще – веревку вешали еще раз 5-6, но они были не сложными. Под конец чуть не убил Ирку – веревкой сбросило камень, и он попал ей в шею, но все обошлось без серьезных травм. Вылезли на гребень и пошли домой. Внизу поздравили друг друга – у троих из четырех  это была первая пятерка, а у меня 10-я. Эпопея  с хождением 5-ки закончилась тогда, когда я на следующий день после восхождения таки постирал свои вещи, которое намеривался постирать за два дня до этого, а попал на педсовет.
Где-то к 25-му августа уже все находились, закрыли разряды, подустали, и начальство сборов ушло на Двузубку идти 5Б. Меня оставили за главного выпускающего, строго наказав никого на дальние горы не пускать.
По случаю ухода начальства и по случаю закрытия разрядов большинством участников мы с доктором Олей (aka Эмчи) решили устроить праздник. Сварили какую-то еду, развели спирту, надули шарики и посадили всех за большой стол. Праздник удался на славу – впервые участники сидели вместе за одним столом и пели хором песни, потом переместились к костру и продолжили там. Всем понравилось. Была только одна проблема – многие на следующий день шли на гору.
Сборы подошли к концу. Погода испортилась и обломались наши планы быстренько сходить 5Б на Двузубку по маршруту «Столб». Народ нахаживал себе руководства в непосредственной близости от лагеря. Потихоньку возвращались группы из дальних выходов. 27 го агуста пришла последняя группа и сборы объявили оконченными.
На следующий день был спуск. Педсостав свалил в Шахимардан поесть плова и съездить на Голубые озера. У нас получилось выполнить все  пункты плана.
По возвращении в альп.лагерь мы сходили в баню и расслабленно сидели в домике. Беда пришла нежданно-негаданно – в 2 ночи пришли ребята с верху из базового лагеря и сказали, что Вася Терехин полез на пуп Сельского ночью, без страховки один, упал и серьезно повредил ногу. В палатку его спустили и на следующий день его надо транспортировать в низ. Это нас расстроило.
В 7 утра мы побежали наверх. Васю спускали на ишаке.
В этот день, пока начальство ездило лечить Васю в киргизской деревне, было проведено посвящение и устроена маленькая сценка. Про Федота-значка удалого молодца». Получилось круто. В течение  выступления (15-20 мин) актерская группа (7-8 чел.) выпила бутылку водки, которая была предоставлена в качестве реквизита – шибко уж было мокро и неприятно.
Дальше была обратная дорога через Ош и Бишкек. В Бишкеке два вечера мы отрывались в «Гурмане». Там был банкет, танцы, танец живота в исполнении Ирки Горбуновой и много других интересных моментов.
В конце концов мы опоздали на поезд из Алма-Аты в Новосибирск.

Мероприятия 2015
11-12 апреля
БОЛДЕРФЕСТ

25-26 апреля
соревнования по боулдерингу для новичков