Главная

ТГУ

форум climb.tomsk.ru

Скалолазание в Красноярске

Похождения альпов и иже с ними на Ергаках этим летом.

Автор: Филатьев Олег.

Фото: Ширина Елена.

Планы съездить на Ергаки в летний период и не на одну неделю, а на подольше, зрела давно. Этим летом она созрела и 5 июля в ночь группа товарищей в составе 10 с половиной человек (половиной был ребенок) поехала в Тайгу в надежде взять там билеты до Абакана. Группа состояла из представителей Альпклуба ТГУ и Арбы, была там еще засланка из ТАКТА Ширина Лена, но для альпов она как родная.

В Тайге билетов не было и поехали мы на электричках до Ачинска, кстати до него доехать не сложно – всего одна пересадка. В Ачинске были вечером и взяли билеты до Абакана. Ехали в разных поездах и разных вагонах. В общем, доехали до Абакана. Там нас сразу взяли в оборот местные водилы. С водителем мы быстро сторговались до 250 рублей с человека, он нас повозил по городу, завез на базар и повез дальше.

Здесь и далее курсивом будет выделена справочная информация, которая будет полезна желающим посетить сказочный район Ергаки.. В общем сейчас система извоза на Ергаки поставлена здорово – вас берут под руки и не за дорого(всего на 80 рублей дороже чем автобус) везут до места, по дороге при желании можно заехать за покупками или перекусить. Везут быстро и через три часа вы наблюдаете впечатляющие картины скальных вершин и хребтов с перевала, где разбился Александр Лебедь. Через 15 –20 минут вы на месте высадки – мост через р. Тушканчик. Здесь выгружаетесь и регистрируетесь – это нововведение местной администрации пока бесплатное. Для тех, кто приехал на машине есть платная автостоянка.

На месте высадки мы оказались в районе обеда. Так как груза было много, то забрасывались за два дня. К вечеру были на озере и установили временный лагерь. В нем все было хорошо, только гор не было видно. На следующий день был Великий День Лошади (заброска). Было бы здорово, если бы рюкзаки сами ходили. Вечером переехали в постоянный лагерь со столом, костровищем и видом на горы. Все было хорошо, только погода стала портится, а с учетом того что мы (вернее я) забыли дома палатку, то становилось грустно.

Подходы до оз.Светлое не очень длинные – порядка 3-4 часов. Тропа хорошая, но после дождей бывает мокровата. Народу по ней ходит много. Потеряться на тропе сложно, хотя при особой ловкости, все возможно. На озере стоят кучи народу. Есть обустроенные стоянки. Для уменьшения подходов под маршруты лучше встать на дальнем берегу озера. Ходить нужно по левому (орографически правому) берегу, иначе утонете в болоте.

На следующий день все стало плохо, дождь лил как из ведра. Днем мы с новичками провели занятия по способам и методам страховки прямо на камнях возле лагеря. Только к вечеру погода стала чуть лучше и была сделана вылазка под кодовым названием «В поисках гор», горы мы не нашли из-за облаков, но зато повстречали парочку Красноярцев, которые сказали, что в такую погоду они не пошли на Птицу даже по самому простому пути. Все бы хорошо, но у них с собой не было никакого снаряжения вообще. То есть они в такую погоду не полезли на Птицу по 2А без снаряжения. Это был первый удар Ергаков по моему представлению о восхождениях.

п.Птица

На второй день дождя группа старших товарищей в составе  Шириной Е, Керих Е и меня ломанули на Птицу по той самой 2А. Лил дождь, видно было только метров 50. Все замерзли, но все-таки залезли. Как оказалось, что даже в такую погоду из снаряжения нужна была только веревка. Френды мы пихали, но только чисто в целях тренировки. В облаках ничего не было видно, и мы долго выбирали на каком фоне нам фотографироваться.

В это время в лагерь пришел Бум (Бумаженко Андрей ) и принес палатку. Радости нашей не было предела. Вернулись с восхождения мы рано, и я пошел с новичками на скальную тренировку. Заморозив их и себя окончательно, но с чувством выполненного долга мы вернулись.

Толи обалдев от нашей наглости, толи из-за Бума погода решила наладится. С утра пошли с новичками на Птицу по 2А. Для большинства это было первое восхождение. Все прошло хорошо, народ попался нормальный и более-менее соображающий. После спуска с маршрута новички пошли в лагерь, а я побежал под стену Звездного, где встретился с старшим отделением наших сборов - к двум теткам добавился Бум.

Самый простой маршрут на Звездный – 3Б по восточному гребню. Основная часть маршрута идется пешком с элементами лазания, за исключением ключа, сложность лазанья на котором  где-то между 5-6 категорией и требует кучки закладух и хорошей техники лазания.

п.Звездный

Бума как свежего и не уставшего поставили первым и его неуемный пыл и энергия напрягали всех. Он взял с собой только скальники, кроссовки оставил под маршрутом, и места с простым лазанием проходил босиком. Под ключ подошли не очень быстро, так как пытались лезть «по-альпинистски», а там надо ходить «по-столбовски». На ключе была куча оставленного железа, и даже деревянные клинья, забитые в виде ступенек. Видимо, народ лазить не умеет. Поднявшись на вершину, спустились вниз, по дороге пугая Лизу своими выходками, особенно преуспел в этом Бум - он даже меня умудрился напрячь. Спускаясь в лагерь, мы решили поискать хорошую тропу. Занимались мы этим около 2 часов. Хотя по нормальной тропе, которая идет по болоту, спускаться меньше часа.

На следующий день Бум с Ленкой пошли на Птицу по 4Б. А мы с новичками пошли на Звездный Восточный по 2Б. Начало маршрута совпадает с началом 3Б. Потом уходит на лево на гребень Звездного Восточного. Этот гребень узкий и страшный – под ногами сплошные стены. Народ боялся, но лез. Бум с Ленкой налазились оба на 4-ке и все пришли в лагерь довольные.

На следующий день был всеобщий день отдыха. К вечеру к нам подошли новокузнечане. На Ергаки они заехали  на несколько дней поводить новичков, а потом поехали в Фаны, где участвовали в суперакции МАК(Международного Альпинистского Клуба) вместе с Саней Кириковым. Они нам кое-что подсказали по маршрутам и по снаряге. Новокузнечане народ с приколами и решили они встать на гребне Птицы, возле последних кустиков. Где они брали воду, остается загадкой

После дня отдыха  я, Бум и Ленка пошли на Звездный по «канту» 5А. Для начала мы решили поискать дорогу получше, и пошли через гребень Птицы, в общем, краеведы еще те. С утра было не очень хорошо – периодически лило и туманило. Но нас это не смутило, и первые две веревки мы прошли пешком в связке , то есть Ленка в туфлях и без рюкзака пролазает первой и принимает  нас с рюкзаками и в кроссовках. Потом началось веселее – вышли на полку, а там куча шлямбуров, классно. Ленка по инерции пролезла еще веревку, но уже с железом, хотя в стене куча чужого, в том числе и шлямбуров. Дальше пошло совсем круто, и полез я. Веревка жесткого лазания и петля, висящая на выступе. Дальше лезть пришлось по двум параллельным, горизонтальным щелям на вертикальной стене, смотрелось это круто и меня сфотали. Потом выход на полку, с полки начинается ключ – внутренний угол с щелью, все это дело пробито шлямбурами и ходится  по шлямбурам, только в самом конце нужно переходить на крупные френды. Еще нужно внизу достать до первого шлямбура, правда в щели лежит палка и можно сделать удочку, но это не спортивно. Пока я перещелкивался с одного шлямбура на другой и так 11 раз, снизу меня фотали в три фотоаппарата, было ощущение, что я на пресс-конференции.

Ключ

После ключа, изматерившись (про себя, так как с нами были дамы) вылез к классной базе на каменной полке, где я тут же разулся (детишки, не используйте спортивные скальники на маршруте – это очень больно). Дальше в бой ринулось  наше супероружие – Бум. Периодически он издавал восклицания типа – «как тут лезть» и «оотлиичнооо», при этом он был по уши в магнезии. Магнезился он когда надо и не надо, например он магнезился, брал стопер, закладывал его и встегивал  в него лесенку! В конце концов, вернее в середине, он сорвался – вылетел мини стопер, упал метра на 3-4, но все обошлось, так как там немножко отрицательно и он аккуратно повис на динамике, да еще я ему немного продинамил. Ленка в это время работала фотокорреспондентом Шрайбикусом, щелкая направо, налево и вверх двумя фотоаппаратами. Андрюха в это время уже вылазил к следующей базе, по дороге он нашел «арбовский» крюк с зеленой меткой и крутой иноземный крюк, но так как мы не взяли молотки, то выбить их было нечем. База была в прикольном отколе – две стены, пол из кучи камней и дырка наверх. Ленка насмотрелась на наши подвиги и полезла по расщелине в распоре, даже веревку не взяла. До верха она не долезла, и пришлось ее спасать – она встала на Бума, потом села на него, а я весь этот процесс фотографировал. После удачного спасения Андрюха вылез последнюю веревку, почти на вершину. Куда мы и зашли, где-то около 20.00. Позагорав там, начали спускаться, и после ряда дюльферов, были  внизу, легкая пробежка по болоту, приветствие лагеря и еда, питье и выпивание.

Приехал Саня Гречук и Макс Петухов с Викой. С новичками сходили еще раз на занятия и на Птицу по правой 2Б.  Птица у меня получилась самой «любимой» горой, за сборы я там был три раза, а вообще пять.

Как мы ходили 5Б.

Время шло и мы потихоньку зрели для серьезного восхождения. Правда еще хотели сходить 4а на Звездный Восточный, но этот маршрут «упал», обвалился, теперь там на скалах куча мусора и сыро. Так что решили мы идти 5Б на п. Парус с севера . Это далеко не самая легкая и близкая 5Б в районе, но что-то нас потянуло туда, наверное тяга к приключениям.

У меня было описание и фото маршрута О. Хвостенко. Маршрут ходили один раз на Чемпионате России 2001 в скальном классе. Первопроход сделала команда из Красноярска. На том чемпионате они получили первое место за это восхождение и первопроход на Звездный по северо-восточной стене (6А).  В общем  маршрут интересный и достаточно сложный, особенно для нашей команды, в которой 5Б ходил только я, у остальных по одной - две 5А.

На восхождение собирались идти я, Бум, Макс Петухов и Ленка Ширина. Кстати, за последние лет пять это третья тетка из нашего города которая прошла 5Б (по моим сведениям). Вышли мы из лагеря 17-го с утра( где-то в 11). Нас сопровождала группа поддержки. Часа через 4 – 4,5 , преодолев перевал Зеленый и Близнецов, где старшие товарищи показывали начинающим альпинистам, как лихо можно скакать от камней с тяжелым рюкзаком, мы были под Парусом. Вокруг были сплошные стены и озеро с синей водой, непонятной глубины, вообще это, наверное, самое красивое место на Ергаках.

Тут мне  стало страшно – стена выглядит не-детски. Но у нас был Бум, которому все пофиг, и они с Максом пошли на обработку. Мы с Ленкой тоже пошли под стену, низ стены представляет собой огромную катуху, постепенно набирающую крутизну. Первые метров 80 можно свободно ходить пешком в обуви, которая держит на скалах. Чем мы и занимались с Ленкой. В это время Бум лез по такой же катухе но она была градусов на 10-15 круче и это сильно усложняло лазание, да и страховку делать было сложно. В конце концов, после 4 часов они провесили 5 веревок. Уверенные в успехе мы пошли спать, а с утра был дождь, и был он до вечера.

К вечеру вроде

С.стена п.Парус

распогодилось.И пришлось нам вставать в 4 утра, хорошо с нами была Вика – она встала раньше нас и приготовила еду. Где-то в 5 пошли под маршрут. Начали жумарить. Дожумарили до предпоследней базы, оказалось, что с последней базы нормально наверх идти сложно, Андрюха немного покуролесил и вроде вылез куда надо. В это время на нас стало светить солнце, хорошо, красота вокруг, под нами синее озеро, вокруг стены, здорово.

Дальше пошло как всегда – «Перила свободны, страховка готова», встегнул жумар, второй, нога – рука, маты (опять таки про себя), тяжелый рюкзак задолбал (туристы говорят, что альпинистам не надо большие рюкзаки носить, да носить не надо, зато их надо на себе поднимать). Бум работает первым, думаю, пусть работает до конца, если сможет, пусть оторвется в полный рост, а я рюкзак потаскаю.

Многие начинающие альпинисты считают, что самый главный человек на восхождении это первый, хотя на самом деле ему в физическом плане проще всех. Лазание требует меньше сил, чем жумариние с рюкзаком, еще первому интереснее - он на острие атаки. Но зато нервов больше нужно при работе первым. И ответственность больше – за выбор пути, за базы, за перила. Задним работы тоже хватает – нужно страховать друг друга, передавать веревки, железо. В общем, всем сложно, все выматываются.

Периодически возникают приколы, типа наращивания веревки или косого участка, периодически приходится ругаться - я все-таки руководитель.  После 4 веревки за этот день решили пообедать. Как раз дошли до полки. Над нами участок, по которому непонятно как лезть. Самое место обедать, заодно и по медитируем, может поймем , как дальше лезть. Мы немного отошли от описания, хотя если бы шли по нему, не попали бы на такую классную полку.

Следующую веревку Бум лез два часа, по описанию надо было ИТОшить, но Андрюха не хотел этим заниматься и долго искал обход. В общем,   он пролез, но вымотался окончательно, пришлось мне лезть. Веревку пролез и вылез на полку (самое интересное, что полок с низу не видно, но они есть, причем очень хорошие, без наклона и с травой), с этой полки начинаются самые сложные участки – постоянное ИТО, вплоть до участка сложностью А3 проходимый на скайхуках. Пока народ жумарил, я сходил посмотрел на этот участок, не увидел дырок под хуки, но нашел стопер первопроходцев. Вправо был виден путь попроще, но первые 5 метров тоже не подарок. Еще в это время на нас стало светить солнце, стало жарко и вода кончалась. Впервые достали фифы, пришлось на них делать несколько шагов, потом еще немного пролезть и опять полка. Из-за опасного траверса на перилах, народ жумарил долго. Время подходило к 23.00 и стало темнеть. Дальше был камин и внутренний угол, с очень красивой щелью, которая вначале лезется, а потом ИТО на френдах. Долездо конца веревки, до вершины оставалась где-то веревка, но из-за темноты мы решили ночевать. Сильно доставала жажда, усугублявшаяся тем, что под нами было озеро, и журчал ручей. Заночевали на здоровой полке, где можно было поставить несколько палаток. Мы накрылись тентом и поспали четыре часа. В полпятого стало светло.   Поутру голова прояснилась, и мы решили посмотреть обход, вроде бы он проглядывался. Ленка решила тоже немного полазить и пролезла метров 20. Там оказался простейший выход на «зеленку» и дальше на тропу. Так как мы все хотели пить и сильно устали, то после короткого совещания было решено идти в лагерь. Решили оставить веревку и кучу френдов на самой верхней базе, и спустится туда с вершины, на которую где-то должен быть простой заход. Начали спускаться, тут я решил с оптимизировать процесс передвижения в лагерь – бросить две веревки и забрать их на обратном пути, то есть когда пойдем в базовый лагерь, кто-то зайдет и заберет их. В трезвом  уме и ясной памяти я бы такого не сделал.

Пошли мы в лагерь. По дороге нам пришлось залезть на перевал Близнецы Восточный, и с него спустится. В лагере нас ждала Вика, питье, еда и спирт (немного). Далее по плану был сон. Проспав до обеда, начали собираться. Вышли где-то часа в четыре. Поднялись на Близнецов. Бросили рюкзаки и пошли на вершину. Попали на нее не сразу, для начала залезли на южный гребень, пытались пройти по нему, пришлось заниматься «столбизмом», то есть лазанием фактически без страховки по гранитам. По этому гребню оказалось сложно, но вроде разглядели куда надо идти. Пошли на Восточный гребень. Залезли, понадобилось повешать веревку. Дальше чуть – чуть пешком и вот вершина, на которую мы патаемся попасть четвертый день, тур есть, а записки нет. Приступили ко второй части мероприятия – спасение снаряжения. Скинули веревку и на ней Макса. Как раз хватило 50 метров. Вроде полностью видно путь на вершину, только он проще не становится, возможно, на последних метрах до вершины пришлось бы ИТОшить по щели в  левой части вершинной башни. Спасли снарягу, спустились к рюкзакам и пошли в БЛ. Сначала была мысль зайти за веревкой, но скорое наступление темноты, усталость и жуткое количество мошки, отбили все желание искать веревки, и зря. В общем,  домой мы пришли в первом часу, подняли всех на ноги, заставили кричать ура. Дома хорошо.

Настало утро. Новички, но не все пошли опять на Птицу по 2Б южному контрфорсу, которая некоторыми считается 3А. Наш народ 3А себе нашел, повесили 11 веревок и достаточно быстро были дома, молодцы. У старших товарищей отходняки. Только неугомонный Макс с Викой решили сходить на озеро Художников и дальше погулять по Ергакам, пока не кончится еда. Вечером сходили к Благовещенску, там оказался Игорь, который в команде Афанасьева  совершил первопроход 6А на Корону Алтая в Аккеме этой зимой. Получалось, что на Ергаках был народ с трех команд участвовавших в зимнем классе – Новокузнецк, Томск и Благовещенск. Интересно было пообщаться

На следующий день было прощание с отходившими в мир цивилизованный новичками (вернее уже третьеразрядниками).

Бум с Ленкой хотели сходить 5А на Птицу, но передумали – сказали, что на этот же маршрут пошли двойка из Благовещенска, а те тоже не пошли, так как думали, что наши пойдут. В общем, никто никуда не пошел, все отмазались, ЛЕНТЯИ. Пошли только я с Натальей и с Саней на Звездный по 3Б (просто соскучились по

Зуб Дракона

Звездному – целую неделю не ходили на него). Я на себе почувствовал всю прелесть этого маршрута – все идется пешком, как на Столбах, только посреди маршрута жесткий ключ, где уже все по взрослому. Сходили хорошо только чуть не сжарились на южной стене Звездного – солнце пекло дико, хотя за гребнем все было в облаках и только вершина Зуба Дракона торчала из белого одеяла.

Еще два дня мы посидели пождали погоду, но она окончательно испортилась и мы пошли вниз.

Выйдя на дорогу долго ловили машину, но все таки поймали «Газель». Водитель сказал что он сам когда-то был водником и подвез нас за бесплатно. В Абакане мы сели в поезд до Новокузнецка. Из Новокузнецка пришлось ехать на электричках, в конце концов, в г. Белово мы сели на Барнаульский поезд и были дома на следующее утро.

Вот и все.

Мероприятия 2015
11-12 апреля
БОЛДЕРФЕСТ

25-26 апреля
соревнования по боулдерингу для новичков