Главная

Скалолазание в Красноярске

Зимние  учебно-тренировочные сборы Томской федерации альпинизма в Ала-Арче

Автор: Филатьев О.

Зимой 2002 года на студенческие зимние каникулы ТФА устраивала сборы в Ала-Арче (Тянь-Шань,Киргизский хр.). По традиции, сборы проводились совместно с ЗСТПСС им. Зюкова, то есть с барнаульскими спасателями. До Бишкека добирались по частям – 13 человек на поезде, и больше 20 на КАМАЗе. Соответственно после  встречи этих двух групп в гостинице стадиона «Трудовые резервы» в Бишкеке, общий состав был 36 человек.

Нужно отметить и упомянуть начальство сборов. Неизменный начальник сборов – Новоселова Галина Владимировна, председатель ТФА; выпускающий тренер – Дракин Андрей Валентинович (Барнаул), начальник спас. отряда – Плотников Валерий Григорьевич (Барнаул), инструктор отделения новичков – Винников Константин (Барнаул), доктор – Калашников Владимир (Кемерово).

В Бишкеке первым делом необходимо было зарегистрироваться, на это ушло больше одного дня. Пока шел процесс регистрации и покупки недостающих продуктов часть народа изучал город, а часть предавалась пъянству и излишествам, некоторые отдельные товарищи вообще решили заболеть, например автор этих строк. Но у нас был доктор, который дал кучу таблеток, и заставил их пить, столько лекарств я не выпиваю за год, сколько пришлось выпить за день.

В Бишкек мы пробыли день и, после обеда на Ошском базаре, 29 января выехали наверх в «Ала-Арчу» (2200). В лагере не было света. Нас поселили в отдельный домик. Часть народа стала собираться и задумываться о трудностях и опасностях завтрашней заброски на стоянки Рацека (3200) а часть продолжала предаваться пьянству и излишествам. В этот же день всех стали считать и делить по отделениям. Всего создалось пять отделений. Естественно были новички (НП – начальная подготовка) около 10 человек. Еще было два отделения третьеразрядников (страшнее  третьеразрядника в горах зверя нет) – СП –1 и СП-2 (СП – спортивная подготовка), их поделили по принципу – СП-1 – те, кто только закрыл третий разряд, СП-2 – те кто должен закрывать второй. Но в последствии их объединили, из-за того, что многие заболели или ушли вниз, и получилось отделение примерно в 10 человек. Следующее отделение – СС (спортивное совершенствование) – те, кто ходит на первый разряд. Ну и отделение СМ (спортивное мастерство) – это всякие КМСы и перворазрядники.

Первый серьезный день, День Первой Заброски, начинался хорошо в плане погоды. Было голубое небо и солнце. Но народ не сильно радовался, так как те, кто был уже здесь, знали, как будет плохо и тяжело подниматься, и рассказали это тем, кто здесь еще не был. Так оно и получилось. К вечеру  все поднялись до Рацека, плохо было всем, но некоторые участники изображали пневмонию или бронхит и им было совсем плохо, главными больными были я и Леха Макунин. Я изображал пневмонию, а Леха – бронхит. Доктор нас исколол, дал кучу таблеток и питья.

С утра я с перепугу выдал на градуснике 36,3 и меня оставили на Рацека, а Леха пошел вниз. Начинался День Второй Заброски. В лагере остались больные и тетки.

День прошел в хлопотах и попытках вылечиться. К вечеру поднялись мужики с грузом. В ряду больных прибыло – заболел Бумаженко и Дима Сальников. Погода портилась, настроение основных масс тоже.

Горная часть сборов начиналась  не очень хорошо, как в плане погоды, так и здоровья людей. Болезни косили одного за другим, забирая и уводя  вниз. Ушедшими от нас до конца сборов были Леха Макунин и Дима Сальников. Часть народу симулировали тяжелые заболевания прямо в лагере, не желая спускаться вниз и наполняя пространство страшными кашлями, хрипами и другими звуками агонии. Еще они распространяли заразу, давая право здоровым участникам сборов заболеть и тоже кашлять и хрипеть.

Для начала, как положено, прошли занятия, скальные и ледовые. Так как все на скалах не помещались то одну половину в виде «страшных зверей» третьеразрядников погнали на лед. Благо, что лед близко, а скалы близко до неприличия – прямо возле хижины Рацека.

Что творилось на льду автор может только догадываться, но вскоре оттуда пришли Паша и Лена Филатовы, и у Лены вся анорака на спине была располосована, говорят она решила  устроить  небольшой «бабслей» не дожидаясь олимпийских игр и проехала по леднику довольно много, но без особых травм и потрясений.

В это время ленивые старшеразрядники и новички занимались на скалах. Старшеразрядники полазили в кошках и так, потом прошли в связках. Самые старшеразрядники перемежали все это обедом. Над новичками издевались долго и изощренно, они то лазили просто, то по П-перилам, и все это под руководством старшего тренера Дракина А.В., затем пришел их родной инструктор Винников Костя и сказал что все не так, все неправильно и они еще часа три ходили в связках пугая птиц в вышине и не давая остальным участникам сборов сходить на «шхельду», так как из выси они  просматривали все шхельдовые места.

На следующий день все поменялось, то есть старшеразрядники и новички пошли на лед, а третьеразрядники – на скалы. А автор сей статьи почесал вниз за грузом, так как в нужный день, когда все делали вторую грузовую ходку,  он успешно симулировал толи пневмонию, то ли бронхит. Внизу жил наш водитель Николаич и Леха Макунин. Как раз в этот день Леха уехал совсем в низ, в Бишкек и затем в Алма-Ату. Николаич жил припеваючи – его кормили и поили местные хозяева, он им за это чего-то чинил, ездил за водой и давал умные советы. Мы думали ,что за две недели он станет директором «Ала-Арчи», но он не предал Родины и благополучно вернулся домой. Еще в этот день пошел разлад у связки Ермаченко-Шатский с Дракиным, в следствии чего Саня Шатский решил идти вниз и кататься на лыжах.

На третий горный день было намечено массовое восхождение на п.Учитель(1Б), а отделение СС собиралось пройти траверс Учитель-Бачечикей (2Б), но в тот день всех буквально сдувало с гребня и до вершины дошли лишь единицы.  Те еденицы которые долго находились на гребне поморозили носы и щеки. После спуска народ напрягся, и все стали думать о том, как в такую погоду ходить горы. В это же время новички успешно справились с 1Б на Бокс и теперь гордо именовались «значкисты».

На следующий день все отдыхали кроме связки Ермаченко-Филатьев попершихся на в.Текетор по 3А в качестве разминки. Разминка получилась хорошая - самое трудное в этом маршруте – дойти до его начала, а начинается он с перевала Текетор и перевальный взлет весь завален глубоким и рыхлым снегом, грозящем лавинами.  Попеременно работая траншеекопателями, вышеуказанные здравые парни вылезли на перевал. Дальше была пара часов топанья по фирну и вершина , затем спуск по фирну, а с перевала мы вообще съехали на попах. Гордые собой и проделанной общественной работой (траншеей) мы пришли в лагерь. Тут как всегда встреча еда, питье и все такое.

На следующий день третьеразрядники под руководством выздоравливающего Бумаженко А. пошли по следам на Текетор, новички пошли на п. Бокс по 2А. СС пошли на в.Изыскатель по 3Б. А мы (связка С.Ермаченко – О.Филатьев) попылили на Учительские стоянки (стоянки на л. Учитель между п.Семенова Тяньшаньского и северной стеной Короны) с целью совершить на следующий день восхождение по северной стене Короны по ледовой 5А(Плотников). Итог дня – третьеразрядники и новички успешно совершили восхождения, а вот с Изыскателя народ опять сдуло и они на него не пошли. Наша связка дошла до места  и попыталась пролезть и провесить бергшрунд, но тут совсем недалеко от нас сошла лавина, и мы решили не лезть сегодня, оставить все на завтра.

Простучав зубами всю ночь от холода в продуваемой хижине, рано утром мы вышли, подошли под берг и начали его лезть. Серега давно косился на стремена к моим фифам, заставлял меня их укреплять и поэтому решил послать меня через берг первым, что-бы уж если порвутся стремена так сразу.  Естественно, стремена порвались при первом же серьезном рывке, осыпав меня разнообразными «добрыми» словами Серега полез первым, а я вынужден был всю дорогу жумарить, как проклятый. Серега не уставал материть меня, потому что я преподносил новые сюрпризы – то начинал задыхаться (следствие болезни), то у меня слазили ботинки.

После первой веревки мы оставили рюкзаки (лучше так не делайте) и пошли налегке.

Ну а дальше все пошло привычно – буры, веревки, куски льда из под Сереги стремящиеся попасть в самые болезненные места на теле. Где-то в пол третьего мы вылезли на Коронский ледник. На нем мы увидели народ спускающийся с Изыскателя – это были два новосибирца (Леха Авдеенко и Виталя Иванов), тренирующиеся перед маршрутом Барбера на Корею и еще двое сидело уже на леднике – это был Костя Винников и «бешенный» Вова Калашников из Кемерово – доктор наших сборов готовящийся к Мак-Кинли и ходящий каждый день по горе. Мы с Серегой «весело» пообщались по поводу нашего спуска по пути подъема , осыпали матьями окрестности и упали обратно в нашу «дырку», дальше было тоже самое только наоборот, опять буры, веревки, «вертолеты», в сумерках мы доехали до рюкзаков и напоследок забыли закрепить конец репа которым «раскручивали вертолет» и реп благополучно улетел вниз. Нам оставалась одна веревка до снега и пришлось ее оставить на завтра, так как сегодня ничего не было видно и реп мы не нашли. Опять мы пришли в холодную хижину опять всю ночь промерзли и с утра пошли снимать веревку, нашли реп, Серега поднялся, спустился, дернул и все - пошли домой.

На Рацека пришли рано, еще светило солнце (а его выключали где-то в 12.30) , встречали нас радостно, как героев, вообще надо отметить, что система встречи героев была поставлена на все сто: тут тебе и приветствие и поздравления перед строем участников, тут тебе и женщины обнимающие и целующие, тут тебе и куча еды и питья – просто песня, все это проходило под неизменным руководством Галы.

В этот день вся основная толпа была в горах. Отделение старшеразрядников опять штурмовало Изыскатель по центру, а отделение третьеразрядников во главе опять таки с Бумаженко А. штурмовало тот-же Изыскатель, но по правому гребню (оба маршрута 3Б).  Старшеразрядники сходили без эксцессов, а вот третьеразрядник Логвиненко Виталя пытался научится летать на «вертолете», который он неправильно закрутил и выдернул, пролетев метров 45 по льду, перелетев удачно берг,  и ,опять таки удачно, приземлился в снег.  Значкисты, будем их теперь называть так, ходили 2А на 2-башню Короны.

На Рацека был объявлен «День встречи героев», герои отделение за отделение возвращались с восхождений, борщ, чай, компот и спирт лились рекой, женщины устали всех обнимать и целовать и участники мужского пола сами стали обниматься и целоваться друг с дружкой. В общем, было много весело.

Еще в этот день прозвучало наконец-то слово «Чемпионат России», и нам с Серегой Андрей Валентиныч Дракин сделал предложение от которого невозможно отказаться – пройти вместе с ним и Винниковым Женькой 5Б на 5-ю башню. Чуть позже к нам присоединился Костя Винников. Меня заманили обещанием, что на южной стене будет лето, теплые скалы и мне дадут скальные туфли, а Серега пошел просто так, от нечего делать.

На следующий день опять была хорошая погода и светило солнце, все нормальные отделения остались дома, только наша новоиспеченная команда по частям покидала лагерь – вначале ушла ударная группа Дракин А. – Винников Е., которая должна была начать обработку маршрута, затем  потихоньку уходили остальные до Коронских стоянок. Часть народу пошла на различные занятия кто на лед, кто на скалы.

К вечеру мы дошли до Коронских, там были следы пребывания новосибирцев, а сами новосибирцы рубились уже в верхней части маршрута Барбера на Корею (5Б) и должны были ночью спустится. Вслед за нами пришли в хижину тройка здравых парней из второразрядников (Бумаженко Андрей и  Паршины Саня и Антон) – они собирались на 4Б на Двурогую. К сумеркам пришла наша передовая двойка, они провесили три веревки.

Всю ночь спалось не очень хорошо, так как вскоре после отбоя пришли с победой новосибирцы, а с утра на час раньше нас уходили «двурогие».

Утром мы подошли к маршруту, прожумарили первые три веревки и полезли. Меня как скалолаза послали первым, как оказалось до самого конца. Вначале показалось просто и я полез в кошках и с рюкзаком, но вскоре стало  плохо в кошках и пришлось спуститься до базы и одеть тапки и крюконоги, после этого стало легче. После четырех веревок мы вылезли на полку, где арьергард стал располагаться  на ночевку, а мы с Женькой полезли дальше, где как раз после полки начинался «ключ»  маршрута – две веревки тяжелого лазания. Пришлось слегка по напрягаться, радовало только то, что до нас тоже народ упирался в этом месте – после них осталась куча крючьев  и даже шлямбур. Пролезши полторы веревки и метров 20 не долезши до более простых скал, стали спускаться на полку. Там уже стояла палатка и мужики суетились, собираясь покушать и лечь спать. Полка у нас была замечательная – 1-1,5 метра шириной наклонная и вся в живых камнях. Сверху нас прикрывали карнизы, но все равно каски не снимали – приросли. В палатке во время еды приходилось совершать чудеса эквилибристики, так как ровного места не было и все котелки и кружки приходилось держать на весу. Палатка оказалась тесноватой для пятерых и спали полусидя, периодически ночью подымаясь вверх, подальше от края полки.

Встали чуть свет, начали собираться, оказалось Женька слегка подморозил ноги. Пока собирались, вышло солнце и осветило макушку Свободной Кореи - красота, вообще с утра вокруг было красиво, расстраивали только перистые облака в небе – признак изменения погоды. На полке собираться интересно – все надо контролировать – не дай бог что-нибудь улетит. Мужики стали доставать из ботинок прокладки, применяемыми как  хорошее средство от отпотевания ног и вкладышей. На полке осталась пары три прокладок. Вот удивятся люди, которые пойдут после нас. Наверное, подумают, что шла женская команда. Еще на полке весело «шхельдоваться» - пока дойдешь   до места отведенного под «шхельду» надо раз семь перестегнуться.  Наконец пришлось снимать ботинки, надевать тапки и наверх. После последней базы через полторы веревки начался контрофорс, который был чуть положе стенной части. По гребню прошли веревок 6 и встали на ночевку, было уже видно, что скоро вершина,мы были выше Изыскателя и на уровне вершины Байлян-Баши. Нынешняя полка была побольше и почти ровная. Мы доели НЗ, сготовленный незаменимым Костей, и легли спать валетом. Как оказалось, ноги в пластах  занимают столько же места что и плечи человека. Оснавная тяжесть борьбы с теснотой выпала на Андрей Валентиныча, который всю ночь говорил, что падает с полки в бездну и заставлял нас теснится. Ночь была интересная – палатка растянулась, и потолок лежал фактически на лице,  и с него сыпалась изморозь, когда он хлопал на ветру.  С утра оказалось что Андрей Валентинович порвал палатку своими ногами и они у него торчали наружу. Спал он пристегнутый к жумару и переодически подтягивался наверх из бездны куда мы его безуспешно скидывали. Вокруг опять начала расцветать суровая красота гор. В это утро мы видели тень от гор на долину. Далее последовал якобы завтрак из одного пакета пюре на всех, «объевшись» начали собираться и лезть. Так как скалы вроде «ложились», а с утра было холодно, я полез в ботинках.  Мы ждали что начнутся «куширя» по которым можно идти одновременно, но такой благословенный  момент настал уже на гребне Короны в 50 метрах от вершины. Тут мы одели кошки, связались и пошли через вершину домой. По дороге до подушек Коронского ледника сделали 3 дюльфера. И через 3 часа после выхода на гребень были на Коронских стоянках. Там нас напоили добрые девушки из Бишкека и Новосибирцы. Вообще там, в домике, было перенаселение – Бишкекцы, Пермяки, Новосибирцы. Новосибирцы (Леха Авдеенко и Виталя Иванов) собирали платформу и собирались  по 6-ке  на  Корею. Пермяки провесили начало маршрута Барбера(5Б) туда-же и судя по последним сведениям они ее прошли. Бишкекцы вроде обрабатывали Байлян-Баши. Мы свое дело уже сделали, поэтому, раскидав снаряжение и железо по рюкзакам,  побежали вниз на Рацека. На Рацека нас встречал чуть-ли не оркестр, было много еды (8 блюд), много питья и выпивки. Опять мы ели и пили от пуза, опять нас любили женщины. Наша команда была предпоследней, кого ждали сегодня с горы. Еще должны были прийти с Бачичикея с маршрута Шваба (5А) Паша Андреев, Серега Пивкин и Бумаженко Андрей. Бумаженку мужики зафрахтовали как скалолаза, и он отмолотил весь маршрут первым.    После их прихода был полный праздник завершения сборов.

За время пока нас не было третьеразрядники сходил на 1-ю башню Короны по 3А, на траверс вторая –третья башня Короны 3А еще и на Бокс сделали руководства. Новички сходили 2Б  «траверс любви» - Учитель-Бачечикей. К нашему приходу (11-го февраля) часть народу уже свалила до Ала-Арчи.

12 февраля день окончания сборов  и отъезда из Ала-Арчи. С утра все начали валить вниз, забирая с собой остатки продуктов и мусор. Рюкзаки получились немаленькие. У некоторых участников все в рюкзак не влезло и пришлось развешивать снаружи, такие рюкзаки выглядели как ракеты-носители с прицепленными к ним многоразовыми космическими кораблями. После длительного восхождения казалось, что дорога вниз будет тяжелой, но оказалось даже приятно скатываться по моренным сбросам, представляя себя толстым горнолыжником с животом на спине. Часам к 12 все были внизу и готовы ехать, но тут начались какие-то разборки с местным начальством, на разборки всех не пустили – только начальство. И после двух часов сидения в машине, которая никуда не ехала народ, жаждущий хлеба, зрелищ и водки, которые были в Бишкеке, захотел поучаствовать в разборках. Но вскоре наше начальство победило, и мы поехали в столицу Кыргызстана. Первым делом поехали на Ошский базар, где решили пообедать и походить по базару. Пообедали в неплохом кафе, где давали манты из баранины, и жир застывал прямо на руках. Затем было дано два часа на разграбление базара, и народ разбрелся в поисках своих любимых блюд и подарков домой. Кто хотел пива, кто пирожное, кто фруктов. Половина участников приобрели себе киргизские национальные шапки. После двух часов все собрались в машине и поехали в родные «Трудовые резервы», где нас ждала баня. Отмывшись и отбрившись, самые неугомонные пошли исполнять другую мечту – пьянство и дебош в кафе «Гурман», которое находится неподалеку. Мечта успешно сбылась, получилось много весело. Кафе работало до 2 ночи, хотя должно было закрыться в 11 вечера.

Утро для некоторых было тяжелым. В семь утра часть народа уезжала на поезде Бишкек-Новокузнецк. Пришлось подниматься в пять утра, ехать на КАМАЗе на вокзал, отбивать себе места в вагоне. Вот и все прощай Бишкек. Дальше идет уже другая история.

Мероприятия 2015
11-12 апреля
БОЛДЕРФЕСТ

25-26 апреля
соревнования по боулдерингу для новичков